Дата публикации: 27-04-2009, 21:35
Регистрация Обратная связь RSS | |
|
Наиболее известными армянскими философами V-IX вв.были Езник Кохбаци и Даввад Анахт.
Езник Кохбаци-один из старших учеников Месропа Маштоца; образование получил в Византии, владел сирийским, персидским и греческим языками. Свою научно-литературную деятельность он начал с переводов, затем в 440-х гг; создал философский труд «Опровержение ересей», что было продиктовано политическим положением Армении первой половины V века. В это время самостоятельности армянского народа угрожала сасанидская держава, которая превратила иранскую официальную религию-зороастризм-в мощное средство своей ассимиляторской политики.
В истории армВ истории армянской культуры важное место занимают строительное искусство и архитектура, которые в IV-VII вв. переживают определенный подъем. В этот период была построена столица Двин с ее мощными крепостными стенами, дворцовыми зданиями, княжескими замками, церквами, храмами, общественными зданиями и др. строениями.
В архитектуре раннесредневековых зданий Армении использовались строительные принципы народного жилища. В основном это трехяефные строения под шатровой деревянной кровлей с отверстием для света. Раскопки Двина показали, что многие из домов князей и богачей были довольно роскошными, имели узорчатые ниши в стенах, скульптурный орнамент, порой-внутренний двор.янской культуры важное место занимают строительное искусство и архитектура Царство Багратидов
Примерно с IX века Армения вступает в период развитого феодализма. Многие крупные и мелкие феодальные дома укрепляют свои наследственные землевладельческие-права. Сельская община шаг за шагом превращается в феодально зависимую общину, подчиняясь светским и духовным феодалам; начинается закрепощение крестьян.
Города Армении можно разделить на две группы:
а) Древние города, возникшие в дофеодальный период; начиная с III-IV вв., они постепенно изменяли свой характер и превращались в феодальные города. Таковы Ван, Тигранакерт, Вагаршапат, Багаран, Двин и др. б) Города, возникшие в период феодализма; многие из них образовались в IX-XI вв. К ним относятся Ани, Каре, Арцн, Лори, Багеш, Арчеш, Маназкерт.
Уже в IV-V вв. феодалы-нахарары сосредоточили в своих руках огромные земельные пространства. Плодородные поля и долины рек, источники воды и богатства недр страны принадлежали крупным нахарарам-Багратуни, Арцруни, Мамиконянам, Сюни, Аматуни, Камсараканам и др. От светских феодалов не отставали и духовные.
Движение павликиан (VII-IX вв., по имени одного из первых его руководителей), подобно другим крестьянским движениям средневековья, выступало под религиозно-еретическим обличием.
Павликиане отвергали феодальное землевладение, социальное неравенство, церковь с ее обрядами, не признавали «загробной жизни».
В X-XI вв. во многих областях Армении вспыхивают новые крестьянские восстания, которые также протекали то в форме открытого социального протеста, то под видом религиозно-еретического движения.
В 40-х гг. XI века Армения, как мы видели, подпала под господство Византии. Однако оно оказалось недолговечным. Вскоре в Армении появились турки-сельджуки среднеазиатские кочевые племена, которые за короткое время завладели огромными территориями и создали крупную державу.
В XII-XIII вв усилилось Грузинское государство. Страна освободилась от сельджукских орд. Более того, грузинские вооруженные силы начали длительную борьбу за освобождение соседней Армении, в частности ее северо-восточных районов.
|
|