Регистрация   Обратная связь   RSS  
 

 

 

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

 

Популярное

 

Облако тегов

100 известных армян Wikileaks Известные Армяне Известные армяне НКР ТАШИР 2010 Ташир 2011 анекдоты про апаранцев армения армянская вечеринка армянская молодежь армянская музыка армянская музыка скачать бесплатно армянские анекдоты армянские знаменитости армянские кафе армянские минусовки армянские мультфильмы армянские песни армянские песни mp3 армянские песни скачать бесплатно армянские тосты армянские фамилии армянский ресторан армянский шоу-бизнес артисты армении афиша геноцид армян звезды армении знаменитые армяне известные армяне конкурс красоты концерт красота по-армянски нагорный карабах новости Армении новости армении певцы армении популярные армяни России экономика Армении

Освободительное движение в 1860—1870-х годах

Жестокая политика султанского правительства всколыхнула и армянский народ. В ответ на все более усиливавшееся угнетение и разбой произошли вооруженные выступления. Защищая свою жизнь и честь, западные армяне предприняли новые попытки освободиться от тяжкого ига турецкого деспотизма.
В феврале 1862 г. армянское население Вана выступило с оружием в руках против турецких властей. Бои между армянами и турецкой полицией приобрели широкий размах. На помощь повстанцам города поспешило армянское и курдское население окрестных сел. Повстанцы захватили Ванскую крепость и закрепились в ней. Только после вмешательства войсковых частей восставшие сложили оружие.
Летом 1862 г. крупное восстание вспыхнуло в Зейтуне, который стал одним из центров армянского освободительного движения второй половины XIX века.
Зейтун-часть Горной Киликии, расположенная к северо-западу от Мараша, у истоков реки Джаан (Пюрамис). Зейтуном называлась как вся провинция, так и ее центр. Этот край, в древности именовавшийся Улнией, изобилует многочисленными труднопроходимыми ущельями, которые вместе с горами делали его почти неприступным.
Армяне в этой горной провинции обосновались еще в древности, но сравнительно многочисленное армянское население образовалось здесь в период существования Армянского Киликийского государства (XI-XIV вв.). Численность населения провинции в середине XIX в. составляла 30-35 тысяч человек, из них 17 тысяч проживали в городе Зейтуне, а остальные-в окрестных селах.Экономическая жизнь Зейтуна носила замкнутый, натуральный характер.
Социально-классовое расслоение крестьянства было еще слабым, форма правления во многом напоминала патриархально-общинный строй. Но, несмотря на это, в Зейтуне, как и в соседних провинциях, господствовали феодальные отношения: трудовое крестьянство эксплуатировалось знатью, существовали социальные противоречия. Власть в деревне находилась в руках сельского старшины, называемого кехья. Город Зейтун делился я а четыре участка, каждый из которых имел своего правителя, носившего титул «князя». Вопросы, относящиеся ко всей провинции, .рассматривались на уездном сходе, в который входили сельские старшины, четыре князя и представители духовенства.
Зейтун находился под владычеством султанской Турции, но фактически пользовался полунезависимым положением. Административные, судебные, религиозные и прочие вопросы решались самостоятельно. Зейтунцы выплачивали, хотя и не всегда, налоги турецким властям.
В первой половине XIX века несколько раз имели место вооруженные столкновения зейтунцев с турецкими войсками. Так, в 1808, 1819, 1829 и 1835 годах османская армия совершала походы против армянских горцев, но они-отважные и опытные бойцы-героически сопротивлялись и отбрасывали врага.
Султанское правительство обратило на Зейтун особое внимание в середине XIX века. Опасаясь того, что эта провинция может стать одним из очагов армянского освободительного движения, оно решило ликвидировать ее полунезависимое положение и полностью подчинить себе. Летом 1860 г. против зейтунцев была направлена турецкая воинская часть под командованием правителя Мараша Хуршид-паши. Однако зейтунцы успешной контратакой обратили пашу в бегство. Это еще более обеспокоило турецкое правительство, и оно решило не медля занять этот горный край, рассеять и вырезать его армянское население.
По приказу султана новый правитель Мараша Азиз-паша собрал большую армию и в июле 1862 г. осадил Зейтун. Все население провинции поднялось на ноги, за оружие взялись все-молодежь, пожилые, женщины и старики. Вначале Азиз-паша имел успех; он захватил несколько сел, полностью их разрушил, а население вырезал. Однако вскоре, 2 августа 1862 г., зейтунцы перешли в решительное контрнаступление и разгромили султанские войска. Азиз-паша потерпел позорное поражение. Победители захватили большое количество оружия. Противник оставил на поле боя емкого убитых. В жестокой схватке зейтунцы еще раз продемонстрировали свою отвагу и высокое воинское искусство.
В статье одного из современников этих событий, написанной в декабре 1862 г. говорилось: «Рано утром второго августа Азиз-паша дал сигнал к наступлению на Зейтун... Набат колоколов Зейтуна подал сигнал всем армянам взяться за оружие. Битва была ожесточенной. Армяне, занявшие укрепленные рубежи, нанесли сильное поражение иноплеменникам, отбросили их и достигли ставки Азиз-паши, который едва спасся. Такое же поражение потерпел иноплеменный полк, наступавший со стороны церкви св. Богородицы. Зейтунцы, укрепившиеся в ущельях и расщелинах гор, нанесли большой урон армии противника. Битва продолжалась с утра до полудня, и войска Азиз-паши стали беспорядочно отступать. Зейтунцы до вечера их преследовали, уничтожив многих врагов. Часть этих войск отходила к Марашу; понеся большие потери, она лишь вечером едва достигла города. Другая часть, отступая по более короткому пути- слева и справа от Зейтуна, также была разбита в горах, ущельях, а значительная часть была сброшена в реку и утоплена».
Но султанское правительство решило любой ценой занять Зейтун. Азиз-паша был отозван, и вместо него правителем Мараша был назначен Ашир-паша, которому было поручено начать новый поход с еще большими силами. Повстанцы в свою очередь готовились к отражению врага, но вскоре события приняли иной ход. В результате посредничества армянского патриарха в Константинополе начались переговоры между обеими сторонами; султан пошел на этот шаг из опасения, что Франция, которая вела тогда активную захватническую политику на Ближнем Востоке, может воспользоваться создавшимся положением и совершить агрессию в Киликии. В результате переговоров было заключено соглашение, по которому правительство приостановило поход на Зейтун, а восставшие горцы согласились выплатить налоги и признать назначенного султаном правителя провинции-гаймагама.
Это соглашение не внесло существенных изменений в жизнь зейтунцев. Цель султанского правительства-овладеть Зейтуном, рассеять и уничтожить его армянское население- не была достигнута. Гаймагам, прибывший в Зейтун в 1865 г., следил за взиманием налогов, но его власть была формальной; в своих внутренних делах зейтунцы фактически сохраняли полунезависимое положение.Героическое зейтунское сражение 1862 г. нашло широкий отклик в армянской действительности.
Ряд представителей западноармянской демократической интеллигенции, установив связи с восставшими, старались снабжать их оружием и боеприпасами. Освободительную борьбу зейтунцев воспели многие известные армянские поэты, в частности М. Пелцикташлян и С. Шахазиз.Армянское население Константинополя, особенно его демократические слои, с напряженным вниманием следили за происходившими событиями и старались оказать материальную помощь своим соотечественникам, взявшимся за оружие.
С этой же целью был организован сбор пожертвований среди армян Тбилиси, Москвы, Нахичевана и других городов. В многочисленных органах армянской периодической печати были опубликованы статьи, посвященные героическому Зейтунскому восстанию. Отклики на это восстание появились в русской и западноевропейской печати.
Таким образом, значение вооруженного выступления армянских горцев вышло за пределы одной провинции. В отличие от восстаний предыдущего периода, это восстание приобрело общенациональный характер. Оно воодушевило армянский народ и оказало большое влияние на армянское освободительное движение последующих лет.
Спустя год после Зейтунских событий, в 1863 г., произошли волнения среди армянского крестьянства провинции Муш, а в 1865 г.-в провинции Чарсанджак. Поднявшиеся там против местных феодалов крестьяне направили делегации в Константинополь, прося Высокую Порту облегчить свое положение. Однако делегаты были арестованы, выступления крестьян подавлены, после чего сотни семей покинули Западную Армению и перебрались в пределы России-в Закавказье.
С целью организации армянского освободительного движения был основан ряд тайных обществ. Так, в 1872 г. в городе Ване образовалось общество под названием «Союз спасения» («Союз во имя спасения»). В него входили многие горожане и жители окрестных сел-учителя, ремесленники, крестьяне, торговцы, духовные лица. Союз стремился с помощью России освободить народ от турецкого ига. Он развернул широкую деятельность-распространял листовки, послал в Тбилиси людей с просьбой о помощи и т. д. В одной из листовок общества говорилось: «Попрана наша честь, «сквернены наши церкви, похищены наши девушки и юноши; открыто отняты наши права и прилагаются усилия к полному уничтожению нашей нации. Поэтому надо или умереть и не видеть этого ужасного положения, или возродиться на лоне родины. Чего же мы ждем? Поклянемся же совместно и найдем путь к спасению...».
Общество «Союз спасения», однако, просуществовав около двух лет, распалось. Но армянское освободительное движение, направленное против турецкого господства, не затихало и в последующие десятилетия.
Просмотров: 2 914 | Комментариев: 0
Дата публикации: 26-05-2009, 00:04

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
2007-2011 © Hayreniq.ru Все права защищены. При использовании материалов Hayreniq.ru ссылка на ресурс обязательна.