« Март 2024 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение-так называемый армянский классицизм-на примерах исторического прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся деятелям, царям и полководцам, проповедовало патриотизм, смелость и самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар, непонятный широким народным слоям. С 1820-1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым литературным течениям-романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы, современный человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый литературный язык-ашхарабар, формируется новая армянская литература. Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну Аламдаряну (1796-1834) и писателю, публицисту Месропу Тагиадяну (1803-1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян.
Хачатур Абовян (1809-1848) родился в селе Канакер близ города Еревана. Начальное образование получил в Эч-миадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском университете, где и сформировалось его просветитель-ско-демократичеекое мщровоззре-ние. Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и литературной работой.Абовян - автор стихотворных и прозаических произведений, учебных пособий, научных и публицистических статей. Вершиной его творчества является исторический роман «Раны Армении», в котором обрисованы положение армянского народа в начале XIX века, его освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур Абовян фомана и других произведений писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы народов. Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и реакционных клерикалов. Великий просветитель стал основоположником новой армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в распространении просветительских и демократических идей среди армянской общественности. Период 1850-1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления; среди них особенно прославился писатель, революционер-демократ Микаэл Налбандян.
Микаэл Налбандян (1829-1866) родился в Новом На-хичеване (близ Ростова-на-Дону). Здесь же он получил начальное образование, затем обучался в Московском и Петербургском университетах. Его мировоззрение сложилось под непосредственным влиянием великих русских революционеров-демократов Белинского, Чернышевского, Герцена и других. Налбандян писал стихотворения, поэмы, прозу, научно-критические, публицистические статьи и книги, переводил из Пушкина, Лермонтова, Беранже и Гейне. Лучшие его стихотворения-«Свобода», «Дни детства», «Песнь итальянской девушки»-написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял:
«Свобода!»-восклицаю я.Пусть гром над головою грянет,Огня, железа не страшусь,Пусть враг меня смертельно ранит,Пусть казнью, виселицей пусть,Столбом позорным кончу годы,Не перестану петь, взыватьИ повторять: «Свобода!».(Перевод В. Звягинцевой),
Цель и смысл своей жизни Налбандян видел в служении простому, угнетенному народу, В 1861 г. он писал: Мы добровольно посвятили себя отстаиванию прав простого народа. Пера своего и себя мы не посвятили-богачам, чувствующим себя неуязвимыми за грудами золота,, особенно когда власть находится в руках тиранов. Но тот злосчастный армянин, тот забитый, жалкий, нищий, голый и голодный aрмянин, угнетаемый не только чужеземцами и варварами, но и своими собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными людьми... вот этот армянин по всей справедливости привлекает наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши силы. Защищать безжалостнопопранные права этого армянина-вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и освятить своею кровью прославляемую нами свободу. Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью установил' политические связи с известными русскими революционерами Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и любим его». Налбандян,-писал Огарев,-«золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости». За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской губернии. В 1840-1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана (1820-1901)-одного из основоположников новой, патриотической армянской поэзии. В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт Смбат Шахазиз (1840-1907) и известный за-дадноармянский поэт Мкртич Пешикташлян (1828-1868). В конце 60-х и в начале 70-х годов творил замечательный лирик Петрос Дурян (1852-1872), один из ярких представителей армянской литературы XIX столетия. Во второй половине XIX века наряду с поэзией и прозой развивались драматургия и сатира. Романтизм стал мощным идейным оружием боевого патриотизма и национально-освободительного движения, в литературе усилилось реалистическое Рафаел Патканян направление.
Раффи Акоп Мелик-Акопян, 1835-1888) Крупнейшими представителями армянской художественной литературы этого периода стали поэт Рафаэл Патканян, романист Раффи, драматург Габриэл Сундукян и сатирик Акоп Паронян. Основным мотивом произведений Рафаэла Патканяна (Гамар Катипа, 1830-1892) является идея освобождения Западной Армении от турецкого ига. Поэт призывал любить родину и бороться за ее свободу с оружием в руках. Устами героя одной из своих поэм Патканян задавал вопрос: «И теперь нам молчать, когда яростный враг Отнял меч-оборону, унизив наш стяг, У работников плуг вырвал дерзко из рук, Переделал на цепи тот меч и тот плуг? О, горе в плену мы должны изнывать! И ныне молчать?». И следовал ответ: «Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать, Тот вправе молчать!». (Перевод Валерия Брюсова)
Габриэл Сундукян (1825-.1912) Особенно большой популярностью среди патриотических произведений Патканяна пользовались стихотворения «Слезы Аракса», «Песнь матери Агаси», поэма «Смерть храброго Вардана Мамиконяна» и другие. В свое время были широко известны и сатирические стихотворения автора, в которых едко высмеиваются космополитизм и паразитический образ жизни юношей и девушек из семей армянских богачей. В своем творчестве Патканян обращался к животрепещущим вопросам дня. Патриотическая лира Рафаэла Патканяна оказала большое влияние на молодое поколение. О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал: «Ее основная сила в чувстве высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной любви к родному народу, которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в глубину любви Патканяна...» Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835-1888) -один из крупнейших мастеров армянской художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также повести, рассказы, стихотворения и статьи. Творчество писателя отличается высоким мастерством. Его исторический роман «Самвел»- одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной борьбы. Его романы, в особенности «Искры» и «Хент», нашли широкий отклик в народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского национально-освободительного движения против турецкого деспотизма. В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического капитала, подвергаются резкой критике отсталые, феодальные порядки и свойственные им общественные и бытовые явления. Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия, основоположником и крупнейшим представителем которой был Габриэл Сундукян (1825-.1912). Перу Сундукяна принадлежат пьесы «Хатабала», «Еще одна жертва», «Разрушенный очаг» и другие. Венцом его творчества является пьеса «Пэпо», написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом глубоко реалистическом произведении изображается действительность того времени-жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные противоречия; разоблачается бюрократизм и взяточничество царских чиновников. Пьеса «Пэпо» открыла новый этап в истории армянского театра. Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников, бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная идея его творчества-стремление к социальной справедливости.
Акоп Паронян (1843- 1891). В этот период получила развитие также сатира, блестящим представителем которой является Акоп Паронян (1843- 1891). Им созданы многочисленные произведения: «Национальные столпы», «Высокочтимые попрошайки», «Багдасар-ахпар». «Восточный дантист», «Жертвы деликатности» и многие другие произведения, в том числе статьи, очерки, фельетоны и пародии. В армянской литературе второй половины XIX века своим реалистическим искусством и демократическими идеями выделялись также романист Перч Прошян (1832-1907), поэт, прозаик, детский писатель Газарос Агаян (1840-1911) и другие. Значительные сдвиги произошли и в области армянского искусства-театра, музыки и живописи. Так, если до 1850-х годов театральные представления носили Случайный характер, не имелось постоянных артистических трупп, то во второй половине XIX века положение изменилось: представления стали более или менее Габриел Сундукян регулярными, возникли новые, относительно постоянные театральные коллективы, появились профессиональные артисты, на сцену вышла женщина-актриса и т. д. В 1850-1860-х гг. ряд исторических драм и бытовых комедий был поставлен в армянских общинах Москвы, Тифлиса, Константинополя, а также в Армении-в Ереване, Александрополе и других городах. В последующие десятилетия профессиональный уровень театрального искусства значительно возрос. Наряду с произведениями национальной драматургии были показаны пьесы мировой классики. Сформировалось целое поколение талантливых артистов (М.Амештеян, Г. Чмшкян, А. Рачия и другие).
Петрос Адамян (1849-1891) Особенно большую известность приобрел Петрос Адамян (1849-1891) - прославленный армянский актер-трагик. Он выступал в Турции, на Кавказе, затем в театрах Москвы, Петербурга, Харькова и Киева, повсюду вызывая восхищение зрителей. Адамян, игравший преимущественно шекспировских героев, в частности Гамлета, занимает почетное место среди актеров с мировой известностью. В 1860-1880-х годах произошли заметные сдвиги и в области музыкальной культуры. Демократически и патриотически настроенные музыковеды составили песенники, организовали хоры, стали записывать и обрабатывать народные песни. Было положено начало новой армянской музыке.Большую роль в развитии новой армянской музыки сыграл знаменитый западноармянский композитор Тигран Чухаджян (1837-1898). Родился он в Константинополе, музыкальное образование получил в Италии (в Милане). В 1868 г. талантливый композитор написал оперу Аршак Второй и этим заложил основы армянской оперы. Чухаджяном созданы также оперетты, из которых особенно известна «Леблебиджи» («Каринэ»), романсы, произведения для фортепиано и оркестра, песни и др. Произведения Чухаджяна, имевшие в свое время большой успех, пользуются широкой популярностью и в наши дни. Видными композиторами и музыковедами являлись Макар Екмалян (1856-1905) и Христофор Кара-Мурза (1853- 1902). Екмалян, наряду с созданием оригинальных музыкальных произведений, записал и переложил для четырех-голосого хора многочисленные армянские народные песни. КараМурза, составив певческие хоры, выступал с концертами во многих городах Кавказа и России. Кроме того, он записал сотни народных песен и создал самостоятельные произведения. В области живописи выделялись портретист Акоп Овнатанян (1806-1881), основоположник армянской жанровой живописи Степан Нерсисян (1820-1884), пейзажист Геворг Башинджагян (1857-1925), Вардгес Суренян (1860-1921),, писавший картины на исторические сюжеты, жанрист Арутюн Шамшкнян (1856-1914), маринист Эманзел Махтесян (1857-1908) и другие. Определенное влияние на армянскую живопись оказал. выдающийся маринист Иван Айвазовский (1817-1900). Будучи армянином по происхождению, он поддерживал тесные связи с некоторыми представителями армянской культуры. Айвазовский написал полотна и на армянские темы-«Озеро Севан», «Резня армян в Трапезунде в 1895 г.», «Хримян Айрик», «Арарат» и др.
Просмотров: 3 415 |
Комментариев: 0
Дата публикации: 25-05-2009, 23:57
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
|