Просмотров: 4 097 |
Комментариев: 0
Дата публикации: 25-05-2009, 23:42
Регистрация Обратная связь RSS | |
|
Народное творчество, литература
1 Венцом армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский» («Сасунские безумцы-храбрецы»), в основу которого легла героическая освободительная борьба армянского народа против Арабского халифата в VIII-IX вв. Эпос сложился в IX-X веках в Южной Армении-Сасуне,. Хуте, Тароне и Васпуракане, а затем распространился в других частях страны.
Велико идейное и художественное значение эпоса. Своего любимого героя Давида Сасунского народ наделил богатырской силой и лучшими душевными качествами. Ему свойственны бескорыстие и пламенный патриотизм, человеколюбие, уважение к трудящимся, в том числе иноплеменным, оптимизм, благородство, честность, справедливость. В 1939 году в Советской Армении широко отмечалось тысячелетие эпоса. «Давид Сасунский» переведен на многие языки и получил мировое признание. В X-XIV вв. высокого уровня достигла армянская художественная литература, в особенности лирическая поэзия. «Средневековая армянская лирика есть одна из замечательнейших побед человеческого духа, какие только знает летопись всего мира»,-писал выдающийся русский поэт Валерий Брюсов. Крупнейшими представителями армянской поэзии X- XIV вв. являются Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали, Константин Ерзнкаци, Фрик и Ованнес Тлкуращи. Григор Нарекаци (950-1003) получил образование в Нарекском монастыре в области Рштуник. Его перу принадлежат десятки произведений-стихи, прозаические произведения, проповеди и т. п. «В стихах Григория Нарекского,- писал Валерий Брюсов,-религиозное чувство соединяется с истинным поэтическим вдохновением, и многие аллегорические гимны этого поэта остаются прекрасными, независимо от их богословского толкования. Притом Григорий Нарекский довел до высокого совершенства форму стихов, любовно культивируя «звукопись» задолго до того, как она расцвела в лирике персидской и арабской. В этом отношении стихи Григория Нарекского являются предварением «светской» поэзии средневековья». Вершиной творчества Нарекаци является его большая поэма «Книга скорбных песнопений» («Нарек»), созданная в 1001-1003 г.г. В этом произведении, написанном с огромной поэтической силой, нашла отражение борьба тела и духа, жизни земной, реальной и потусторонней. По своим художественным достоинствам «Нарек» гениального поэта является одним из монументальных памятников в истории мировой литературы. Нерсес Шнорали (1102-1172) был церковным деятелем и выдающимся поэтом. Он писал поэмы, многочисленные духовные песни. Особой известностью пользуется его поэма «Элегия на взятие Эдессы», в которой описана осада Эдессы и героическая борьба ее жителей против захватчиков. Константин Ерзнкаци (XIII в.)-видный представитель светской лирики в армянской литературе, гуманист, певец земной, реальной жизни, солнца, света, красоты и любви. До нас дошло 26 его стихотворений, написанных с большим мастерством. Одним из крупнейших поэтов средневековья является Фрик (XIII-XIV вв.). Основные темы его стихотворений- судьба армянского народа и социальные вопросы. Творчеств» Фрика тесно связано с современностью и правдиво отображает бесправное положение армянского народа, тяжелые политические и социальные условия того времени. Фрик остро чувствовал классовое и социальное неравенство, в особенности бедственное положение эксплуатируемых масс. Жизнь одному кошель раздула,
В стихотворении «Жалоба» Фрик протестует против социального и правового неравенства, бичует угнетателей народа. Страдания трудящихся, притеснения бедняков вызывают глубокое возмущение поэта. Фрик ропщет на бога, «творца» этих несправедливостей, критикует господствующий общественный строй с позиций эксплуатируемого класса. Дошедшие до нас 45 стихотворений Фрика представляют собой лучшие образцы средневековой армянской поэзии.Другому лишь суму швырнула, У одного-табун коней, А у другого нет и мула. Одним судьба дарит палаты, Другим-на рукава заплаты, Одним жалеет медяка, Другим дарует горы злата. Иным судьба дает поблажки, Пути других бывают тяжки, Один из нас одет в атлас, Другой-в заплатанной рубашке. (Перевод Н. Гребнева)
Лирика Ованнеса Тлкуранци (XIV-XV вв.) большей частью продолжает и углубляет светские мотивы, проникавшие в армянскую литературу с X века. Тлкуранци воспевает любовь и природу открыто и омело, не прибегая к аллегориям. Хорошо известно и его большое эпическое стихотворение «О храбром Липарите», посвященное прославленному киликиискому полководцу патриоту Липариту. В условиях обострения классовых противоречий широкое распространение получает басня. В созданных трудовым народом многочисленных баснях подвергаются острой насмешке духовенство и князья, алчные и кичливые богачи. Известный правовед Мхитар Гош был одновременно видным баснописцем. В своих произведениях он широко использовал армянские народные басни. Гош призывал власть имущих проявить человечность к своим подданным, умерить алчность; он предостерегал помещиков от народного гнева Крупным армянским баснописцем был Вардан Айгекци (XIII в.). До нас дошли его многочисленные басни социального содержания. Айгекци высмеивал знать, духовенство бичевал взяточничество, произвол, жестокость и невежество Ьго басни были широко распространены в средневековой Армении ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
|