Регистрация   Обратная связь   RSS  
 

 

 

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

 

Популярное

 

Облако тегов

Wikileaks анекдоты про апаранцев армения армяне армянская вечеринка армянская молодежь армянская музыка армянская музыка скачать бесплатно армянские анекдоты армянские знаменитости армянские кафе армянские минусовки армянские мультфильмы армянские песни армянские песни mp3 армянские песни скачать бесплатно армянские тосты армянские фамилии армянский ресторан армянский шоу-бизнес артисты армении Арцах афиша геноцид армян звезды армении знаменитые армяне Известные Армяне конкурс красоты концерт красота по-армянски культура Армении нагорный карабах НКР новости армении певцы армении признание нагорно карабахской республики происществия Сумгаит ТАШИР 2010 экономика Армении

Патриарх Фотий I

Патриарх Фотий I (около 820 — 891) — византийский богослов, Константинопольский Патриарх (857—867 и 877—886 гг.). Помимо Иоанна Златоуста, это единственный из отцов церкви, занимавший константинопольскую кафедру.

 

Обличал Римских Пап за властолюбие; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу веры слов «и от Сына» (filioque), хотя в ту эпоху этот прилог, сделанный в Испании, не был принят в Риме. Анафематствован в 863 году Папой Николаем I; святой Восточной Церкви.

 

Биография

 

Рождение Фотия относят к первым десятилетиям IX века (называются различные даты). Семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе Константинопольскому Патриарху Тарасию (784—806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры Августы Феодоры . Во время гонений против иконопочитателей при Императоре Феофиле (829—842) отец Фотия был осужден и вместе с семьей отправлен в ссылку (ок. 832 г.), где и скончался, снискав славу исповедника (в Константинопольском синаксаре память 13 мая; вопрос о его тождестве с историком Сергием Исповедником остается открытым).

 

После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842 г.) Фотий начал преподавательскую деятельность в Константинополе (среди его учеников — просветитель славян св. Константин-Кирилл, известный богослов и писатель Арефа Кесарийский). Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириовивлион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг.

 

В 855—856 вдовствующую императрицу Феодору оттеснил ее брат Варда, ставший фактическим правителем государства (в апреле 862 г. он получил от Михаила III второй после императорского титул кесаря). Этот выдающийся политик и военный деятель, покровитель наук и образования, сразу же оказался в конфликте с патриархом Игнатием, сторонником Феодоры. В ходе последовавшей борьбы Варда добился изгнания Игнатия по обвинению в государственной измене, а на патриарший престол возвел Фотия (25 декабря 858 г.). Так недавний чиновник и ученый оказался невольно вовлечен в ожесточенную борьбу церковных партий, истоки которой восходили еще к концу VIII века. Последовала продолжительная борьба с Фотием сторонников свергнутого Игнатия, получивших поддержку папы Николая I (858—867). Двукратный Собор 861 года в Константинополе осудил Игнатия и издал ряд канонических постановлений.

 

Напряжённость отношений между Римом и Константинополем, усугублявшаяся спором о юрисдикции над Болгарией и Южной Италией, привела к взаимному осуждению и отлучению Патриарха и Папы. Возникла так называемая «Фотианская схизма»: в августе 863 на Римском Соборе был отлучен Фотий, в сентябре 867 Собор в Константинополе отлучил Папу Николая.

 

В результате интриг Василия Македонянина, любимца императора Михаила III, Кесарь Варда был убит (21 апреля 866 года). Василий вскоре был коронован беззаботным Михаилом (26 мая 866 г.), который в следующем году сам стал жертвой своего соправителя и был убит им во дворце (23 сентября 867 года). Став единоличным правителем Империи, Василий I в угоду Папе и многочисленным сторонникам Игнатия в Византии сразу же возвратил опального Патриарха в Константинополь и восстановил его на престоле; Фотий, по сообщению некоторых хроник, выступивший с обличением узурпатора , был низложен (25 сентября), сослан и отлучен (23 ноября 867 г.). На Константинопольском Соборе 869—870 гг. (признаваемом на Западе «VIII Вселенским») Фотий был анафематствован, а все поставленные им епископы низложены.

 

Однако уже к 873 отношения между Патриархом Игнатием и Римом обострились из-за спора о церковной юрисдикции Болгарии; Фотий же был возвращён Василием I из ссылки и призван ко двору для обучения императорских сыновей (ок. 875). Когда в октябре 877 Игнатий умер, примирившийся с ним Фотий стал его преемником: восстановлен на патриаршем престоле Константинопольским Собором 879—880 годов. Но сразу по смерти Василия I (886) Фотий был вынужден отречься от престола по настоянию нового императора Льва VI, который передал патриарший престол своему 18-летнему брату Стефану. Умер Фотий в ссылке в 890-х.

Вскоре могила его прославилась чудесами, а сам он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля по Юлианскому календарю). Авторсту патриарха Фотия принадлежат канон святому Феофану Исповеднику и чин малого освящения воды.

 

Канонизация и оценки значения

 

Был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом (при Патриархе Анфиме VI) в 1847 году, в контексте острого противодействия прозелитизму католиков и иных западных исповеданий на территории оттоманских владений. Канонизация не была воспринята в синодальной Российской Церкви. К 1000-летию преставления Фотия, 6 февраля 1891 года в Славянском благотворительном обществе прошла панихида и прочитан ряд докладов.

 

Нежелание российского Синода принять канонизацию вызвало возмущение государственнного деятеля и публициста Тертия Филиппова. Реакция Филиппова побудила близкого к Победоносцеву церковного историка-византиниста Ивана Троицкого выступить в защиту позиции «уклоения нашей церкви от чествования памяти п. Фотия церковным образом». В анонимно опубликованной статье под заголовком «Н?что по поводу статьи „Гражданина“ (№ 38), по случаю чествованія памяти патріарха Фотія въ Славянскомъ благотворительномъ обществ? 6 февраля 1891 года» Троицкий, с негодованием приведя слова своего оппонента о том, что в вопросе о чествовании Фотия Русская Церковь не составила «единого тела и единого духа с Константинопольскою Церковию», обвинил автора в «совершенно папистических воззрениях на Константинопольскую Церковь и на отношение к ней других православных церквей»; далее Троицкий утверждал: «Ему повидимому, и в голову не приходит, что принижая таким образом Русскую Церковь пред Константинополем, он вместе с нею принижает и Русскую Империю. Да будет же ему известно, что международное положение той или другой частной церкви определяется международным положением государства, в котором она находится, а не наоборот. <…> тезис о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений, в истории Православного Востока стоит твердо.

 

Наглядный пример этому представляет история борьбы патриарха Фотия с папой Николаем I. Папа в этой борьбе поддерживал принцип противоположности интересов церкви и государства и на этом принципе хотел основать коалицию Восточной и Западной церкви против Византийской империи, а Фотий поддерживал принцип солидарности интересов Византийской Церкви и Империи, и на нём основал коалицию против папского Рима. В этом и состоит величие его заслуги пред Византийскою империей и Церковью.» В марте того же года Троицкий с удовлетворением отмечал: «Теперь уже окончательно выяснилось, что имя Фотия не внесено в святцы и Новогреческой Церкви».

Имя Патриарха Фотия постоянно присутствует в месяцеслове официальных календарей издания Московской Патриархии, начиная с 1971 года; ранее, оно было внесено в синодальный календарь на 1916 год.

 

Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи Ризы Богоматери

(фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644 год)

 

Русь в сочинениях Фотия

 

Среди работ Фотия сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми греческими текстами, упоминающими о Руси:

 

две гомилии (проповеди, беседы), произнесенные Фотием с кафедры собора Святой Софии в Константинополе перед горожанами во время нападения флота Руси на столицу Византии летом 860 г.:

первая — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров»,

вторая — во время всеобщей радости при их отступлении. Особое значение этих гомилий в качестве источника состоит в том, что они являются свидетельством очевидца и адресованы непосредственным свидетелям происшедшего.

 

Третий документ — «Окружное послание» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвященное созыву Собора в Константинополе (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении воинственной Руси, еще недавно причинившей столько бедствий христианам.

 

Труды

 

Главное сочинение Фотия — «Библиотека» (иначе «Myriobiblion», греч. ???????????). Содержит реферативные обзоры и извлечения (иногда весьма протяжённые) из 386 сочинений ораторов, грамматиков, врачей, историков, географов, христианских богословов, из соборных постановлений, житий святых и др. Почти полностью отсутствуют рефераты поэтических сочинений древних, а также Платон и Аристотель. Особую ценность представляют извлечения из исторических сочинений, так как Фотий располагал документами, которые впоследствии были утеряны.

 

Фотию (или ученикам его школы) принадлежит также обширный «Лексикон» (?????? ????????), который он составил (по-видимому, еще до того как стал патриархом) с целью облегчить чтение античных авторов и Св. Писания. По своему значению «Лексикон» сравним с Судой. Рукопись словаря до недавнего времени считалась утерянной; она была обнаружена в 1959 (в прекрасном состоянии) в одном из македонских монастырей.

Главное сочинение Фотия против заблуждений латинян — ???? ??? ??? ????? ????????? ??????????? о исхождении Святого Духа.

 

В письмах (более 260), очень разнообразных по содержанию, Фотий предстаёт как глубоко образованный учёный, остроумный собеседник и тонкий стилист, вполне владеющий приёмами античных мастеров риторики.

Слово тайноводственное

Слово тайноводственное о Святом Духе (Пер. проф. Е. И. Ловягина. «Духовная Беседа», СПб., 1866).

Омилии (беседы)

 

Беседа первая на нашествие Россов (Пер. проф. Е. И. Ловягина. «Христианское чтение», СПб., 1882).

Беседа вторая на нашествие Россов (Пер. проф. Е. И. Ловягина. «Христианское чтение», СПб., 1882).

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899).

Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (1-ая) («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1900).

Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (2-ая) («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899).

Беседа произнесенная в храме Святой Софии в пятницу первой недели Великого Поста («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899).

 

Беседа в неделю Ваий («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899).

Беседа, говоренная с амвона Великой церкви, в Великую субботу, в присутствии христолюбивого царя, когда открыт был живописный образ Богоматери (Пер. еп. Порфирия Успенского. СПб., 1864).

Беседа на Вознесение Господне («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1901).

 

Письма

 

К Георгию, Митрополиту Никомидийскому («Христианское чтение», СПб., 1845).

Евсевие, инокине и игуменье, в утешение по случаю смерти сестры ее («Христианское чтение», СПб., 1845).

Игнатию, митрополиту Клавдиопольскому («Христианское чтение», СПб., 1846).

Феодору игумену, недоумевавшему о том, зачем смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — первого между людьми грешника («Христианское чтение», СПб., 1846).

Христофору аспафарию и секретарю («Христианское чтение», СПб., 1846).

Просмотров: 3 409 | Комментариев: 0
Дата публикации: 5-09-2009, 16:00

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
2007-2011 © Hayreniq.ru Все права защищены. При использовании материалов Hayreniq.ru ссылка на ресурс обязательна.