Регистрация   Обратная связь   RSS  
 

 

 

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

 

Популярное

 

Облако тегов

100 известных армян Wikileaks Известные Армяне Известные армяне НКР Нагорный Карабах ТАШИР 2010 Ташир 2011 анекдоты про апаранцев армения армянская вечеринка армянская молодежь армянская музыка армянская музыка скачать бесплатно армянские анекдоты армянские знаменитости армянские кафе армянские мультфильмы армянские песни армянские песни mp3 армянские песни скачать бесплатно армянские тосты армянские фамилии армянский ресторан армянский шоу-бизнес артисты армении афиша геноцид армян звезды армении знаменитые армяне известные армяне конкурс красоты концерт красота по-армянски нагорный карабах новости Армении новости армении певцы армении популярные армяни России экономика Армении

Мовсес Хоренаци

Мовсес Хоренаци, Моисей Хоренский (арм. ?????? ????????) (родился ок. 410 — умер в 490 гг., или начале VI века, — крупнейший армянский средневековый историк, автор «Истории Армении», считается «отцом армянской истории».

 

Биография

 

Согласно Мовсесу Хоренаци, он был учеником св. Месропа и написал своё главное сочинение по просьбе князя Саака Багратуни, погибшего в битве с персами в 482 году. Однако эти утверждения отвергаются большинством серьезных ученых, в значительной мере в связи с анахронизмами в текстах Хоренаци.

Биографические сведения о Мовсесе Хоренаци очень скудны. По некоторым предположениям, он родился в Сюникской области, в деревне Хорен, поэтому и именуется Хоренаци, а приблизительная дата рождения — 410 г. В то же время ряд известных западных историков, таких как Роберт Хьюсен, Кирилл Туманов и Роберт Томпсон, полагают, что Хоренаци жил в VIII—IX веках нашей эры.

 

Образование

 

Согласно Хоренаци, первоначальное образование он получил в Сюнике, в основанной создателем армянского алфавита Месропом Маштоцем школе. После окончания школы в Вагаршапате, где Мовсес Хоренаци изучал греческий, сирийский и пехлевийский (среднеперсидский) языки, он вместе с другими учениками был направлен для продолжения образования за границу, в известную своими библиотеками и архивами Эдессу, а затем в Александрию, тогдашний центр культуры Римской империи. В Александрии Мовсес Хоренаци подробно знакомился с неоплатонической философией.

 

Творчество

 

«История Армении» Мовсеса Хоренаци охватывает период со времён образования армянского народа до указанном в книге времени жизни автора — V века н. э. — и является первым цельным изложением истории Древней Армении. Она содержит богатейший и уникальный материал по древнеармянской мифологии, народному творчеству, языческой религии, внутренней жизни страны и её связям с миром. В ней имеются также многочисленные данные по истории и культуре сопредельных стран. В книге проявляется критическое отношение автора к иным источникам; он отличается исключительными литературными достоинствами — гармоничностью структуры, яркостью описания деятелей и событий, образностью и лаконичностью языка. Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию.

«История Армении» Хоренаци состоит из следующих трех частей:

«Родословие Великой Армении» — история Армении от её начала до основания династии Аршакидов (149 до н. э.);

 

«Изложение средней истории наших предков» — продолжение истории от 149 г. до н. э. до смерти св. Григория Просветителя;

третья часть — до падения династии Аршакидов (428 г. н. э.)

четвёртая часть — до времени императора Зенона (474—491).

 

Первые три части также содержат анахронизмы, которые противоречат сведениям, сообщаемым Корюном и Лазарем Парпеци. На основании этих противоречий некоторые исследователи (Dr. Bardenhewer, Carri?re) высказывали предположение, что «История Армении» была написана не Мовсесом Хоренаци, а принадлежит неизвестному автору, жившему в IX или даже в X веке.

 

Бывший глава кафедры армянских исследований Гарвардского университета профессор Роберт Томсон, который является автором английского перевода Истории Хоренаци, указывает следующие анахронизмы в работе Хоренаци, которые не позволяют датировать эту работу V веком:

Мовсес был первым армянским писателем, идентифировавшим Сюник с Сисаканом. Последний термин впервые встречается в сирийском источнике VI века, в Армянской Географии VII века н. э. он обозначает округ, а не всю провинцию.

 

Мовсес упоминает 4 Армении. Эти 4 византийских провинции были созданы в 536 году н. э. византийским императором Юстинианом I (527—565 гг.)

Мовсес называет Васпураканом территорию к востоку от озера Ван. Этот термин стал использоваться после раздела Армении в 591 году н. э.

Мовсес упоминает хазаров, не упоминаемых в других армянских источниках до Армянской Географии VII века н. э.

 

Мовсесу известно о продвижении иранцев в Вифинию. Иранцы продвинулись так далеко на запад только во время войны 604—629 гг. н. э.

Мовсес упоминает должности в византийской Армении, которые были учреждены только после победы императора Ираклия I над персами в 629 году н. э.

 

Первые ссылки на работу Мовсеса Хоренаци содержатся в работе Ованеса Драсханакертци Х века. Единственно возможное упоминание Мовсеса Хоренаци в более ранней литературе может быть в письме, приписываемом Лазарю Парпеци, писавшем около 500 года н. э. Он упоминает умершего к тому времени «философа» Мовсеса, чьи слова «рапространяли невежество», и который навлек на себя гнев монахов и был изгнан, как и сам Лазарь. Однако в работе Лазаря не упоминается, что этот Мовсес создавал какие-либо исторические труды. Историк по имени Мовсес неизвестен в армянской литературе до Х века.

 

Первое печатное издание, Амстердам, 1695 годМовсес Хоренаци также известен как поэт, сочинитель гимнов и как грамматик. В юном возрасте он был послан св. Месропом на обучение в Эдессу, Константинополь, Александрию, Афины и Рим и после возвращения совместно с Месропом и другими учениками перевёл Библию на армянский язык.

 

Мовсесу Хоренаци приписывают следующие сочинения:

«Риторика»;

«География» (это сочинение чаще приписывают Анании Ширакаци);

«Поучение о Преображении Христа»;

«Речь о св. мученице деве Рипсимии»;

Богослужебные гимны и песнопения Армянской Церкви;

«Комментарии к армянской грамматике» и др.

В 428 году Армения потеряла свой суверенитет и была поделена между Персией и Византией. Умирая, Хоренаци сказал:

«Я плачу и горюю о тебе, страна Армения, плачу и горюю о тебе, благороднейшее царство среди всех царств Севера: нет у тебя больше царя, нет больше священника, нет больше символа и даже учителя! Нарушен порядок мира, воцарился хаос, пошатнулось православие, наше невежество посеяло псевдомудрость. Служители храмов — высокомерные эгоисты с епитимьей на устах, честолюбцы, лентяи, ненавидящие искусство и любящие праздники и возлияния…»

Просмотров: 10 309 | Комментариев: 0
Дата публикации: 31-08-2009, 18:33

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
2007-2011 © Hayreniq.ru Все права защищены. При использовании материалов Hayreniq.ru ссылка на ресурс обязательна.