Регистрация   Обратная связь   RSS  
 

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

 

Популярное

 

Облако тегов

100 известных армян Wikileaks Известные Армяне Известные армяне НКР Нагорный Карабах ТАШИР 2010 Ташир 2011 анекдоты про апаранцев армения армянская молодежь армянская музыка армянская музыка скачать бесплатно армянские анекдоты армянские знаменитости армянские кафе армянские минусовки армянские мультфильмы армянские песни армянские песни mp3 армянские песни скачать бесплатно армянские тосты армянские фамилии армянский ресторан армянский шоу-бизнес артисты армении афиша геноцид армян звезды армении знаменитые армяне известные армяне конкурс красоты концерт красота по-армянски нагорный карабах новости Армении новости армении певцы армении популярные армяни России экономика Армении

Пылающий Восток, тлеющий Карабах и "объединенный Кавказ": интервью Гаянэ Новиковой

Корреспондент ИА REGNUM побеседовал о дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, процессах в Закавказье в целом и в Армении в частности с директором Центра стратегического анализа Spectrum Гаянэ Новиковой.


ИА REGNUM: В последнее время взгляды политологов и СМИ прикованы к событиям на Арабском Востоке. В политическом дискурсе Армении появились тревожные нотки - опасения, что данные события могут повториться и в Закавказье. На ваш взгляд, захлестнет ли протестная волна страны региона?


Прежде чем ответить на ваш вопрос, я бы обратила внимание на несколько факторов. Во-первых, протестное движение инициировано представителями нового поколения: образованными и квалифицированными специалистами, которых мировой экономический кризис загнал в тупик. В отличие от демонстраций, которые прокатились по европейским столицам летом и осенью 2010 года с требованием проведения антикризисных мероприятий, в арабских государствах, помимо требования перемен "здесь" и "сейчас", стоит задача смены власти. Ведь в каждом из арабских государств правила и правит горстка коррумпированных стариков, лучшие годы которых пришлись на 70-е годы прошлого века, так что конфликт поколений был неизбежен. Во-вторых, экономический кризис усугубил конфронтацию - культурную, религиозную и ценностную - по оси "Запад - Восток" и привел к своеобразному кризису идентичности в Арабском мире. Роль "детонатора" играли, в целом, незначительные события... В-третьих, отсутствие единого харизматического лидера в каждом из революционных движений на Арабском Востоке может привести к еще большему кровопролитию и к диктатуре. Однозначно усилится и роль исламистских организаций.


В нашем регионе ситуация качественно иная. Активность в политическом поле трех государств Южного Кавказа, возможно, незначительно увеличится, в меньшей степени как результат отголосков событий на Арабском Востоке, в большей степени - в силу своего "сезонного" характера. В Армении, в связи с приближающейся годовщиной событий 1 марта и с нестабильной экономической ситуацией, активность будет выше, чем в Грузии или в Азербайджане. В Грузии оппозиция ищет поддержку на Западе и в России, что означает, что ей в ближайшее время не удастся выступить объединено. В Азербайджане (отчасти под воздействием событий в мусульманском мире, отчасти в связи с жесткими мерами, принимаемыми властями страны) могут несколько активизироваться выступления сторонников исламистских организаций и движений. Ни в одной из стран Южного Кавказа нет конфликта поколений - во власти представители уже постсоветского поколения. Нет кризиса идентичности - все три государства видят в качестве приемлемой модели развития западную демократию, западные ценности и прочее. Нет и харизматических лидеров. Важно и то, что ситуация на Южном Кавказе с точки зрения "продвинутой", "продвигаемой" или "управляемой" демократии вполне устраивает основных внешних акторов.


Так что ожидания "захлестывающих волн" преувеличены. Оппозиция, по разным причинам в каждой из республик, пока не способна создать протестную "критическую массу" и повести ее за собой, несмотря даже на ухудшающуюся экономическую ситуацию и рост социальной напряженности в целом по региону.


ИА REGNUM: Относится ли ваша оценка и к потенциалу внепарламентской оппозиции Армении? Можно ли считать, что личность первого президента Армении Левона Тер-Петросяна отныне не является объединяющим фактором как для оппозиционных сил, входящих в состав Армянского национального конгресса, так и для оппозиционно настроенной части армянского общества?


Да, конечно, сказанное относится и к армянской внепарламентской оппозиции. Левон Тер-Петросян смог объединить вокруг себя протестную массу осенью 2007 - весной 2008 года, но за эти три года его политический капитал не прибавился. В армянском обществе трудно поддерживать общественный интерес, только манипулируя словами. Я не вижу четкой стратегической линии в поведении оппозиции. Критика властей сводится к перечислению вполне очевидных фактов, но предложить что-то конструктивное внепарламентская оппозиция, в том числе и АНК как ее наиболее серьезное звено, пока не может...


ИА REGNUM: Насколько, по-вашему, серьезно противостояние между партнерами по коалиции власти ("Процветающая Армения" и Республиканская партия Армении)? Считаете ли Вы вероятным возвращение в большую политику бывшего президента Роберта Кочаряна?


Противостояние между партнерами по коалиции не может быть серьезным, поскольку в создавшейся внутриполитической ситуации это будет иметь негативные, если не катастрофические, последствия для обоих. А для возвращения Роберта Кочаряна в политику должна быть соответственная атмосфера, определенный общественный спрос, чего сегодня нет.


ИА REGNUM: В Армении начали обсуждать идею создания двухпалатного парламента. Некоторые политики отмечают, что идея двухпалатного парламента заключается в привлечении представителей диаспоры для принятия общенациональных решений. В случае, если идея двухпалатной системы будет реализована, сумеет ли Верхняя палата, состоящая из представителей диаспоры, занять самостоятельную позицию в отношении к исполнительной власти?


Двухпалатность парламента оправдана в тех случаях, когда она несет функцию обеспечения представительства того или иного меньшинства или тех или иных интересов, федераций и прочего. Если Сенат создается для обеспечения представительства Диаспоры в принятии жизненно важных для Армении вопросов, то подобное изменение структуры высшего органа законодательной власти вызывает большое количество вопросов правового и практического характера. Боюсь, эффективность работы парламента станет еще меньшей. Диаспора, к тому же неоднородная, не может создать качественный и тем более количественный перевес в нем. Следовательно, проблема снижения уровня контроля над парламентом со стороны исполнительной власти не будет решена.

 

ИА REGNUM: По мнению ряда западных дипломатов, карабахский конфликт - это, скорее, не "замороженный", а нерешаемый конфликт. Согласны ли вы с подобным подходом?


Согласна с тем, что конфликт не "замороженный". Более того, он скорее, "горячий", чем "тлеющий". Категорически не согласна с тем, что он "неразрешимый". Заявления о неразрешимости нагорно-карабахского конфликта, тем более, озвучиваемые представителями западных государств, достаточно опасны. Они a priori создают почву для провоцирования одной из сторон, в частности, Азербайджана, к разрешению конфликта силовым методом. Общественное мнение в этой стране и так уже настроено на волну реванша. За последние два-три года, наверное, не было ни одного выступления президента Азербайджана, в котором бы не было агрессивных выпадов в адрес Армении или армян, или обвинений Минской группы в бездействии и неэффективности. Все чаще звучит уже открытый призыв к началу вооруженных действий в зоне конфликта.


Последние несколько лет дали множество примеров разрешения "неразрешаемых" ситуаций. Независимость Косово является отличным примером повышенного внешнего интереса к разрешению конфликта. Правда, почти полное безразличие Запада к происходящим в Южном Судане событиям не помешало населению этой территории проголосовать за независимость, а у властей Судана хватило мужества принять результаты голосования даже с учетом того, что основные природные богатства страны сосредоточены на юге.


ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, перспективы разрешения нагорно-карабахского конфликта? Согласны ли вы, что и без того незначительный интерес к этой проблеме у международного сообщества снижается?


Замечу, что на фоне последних событий в Арабском мире снизился интерес к не только к нагорно-карабахскому, но и к "грузинским" конфликтам. Кроме того, снижению интереса к ситуации по Карабаху опосредованно способствовала и "привязка" конфликта к проблеме нормализации армяно-турецких отношений: инициаторы процесса исходили из того, что снижение напряженности в одном направлении автоматически будет способствовать появлению положительной динамики по второму направлению. На деле же тупиковая ситуация в карабахском урегулировании загнала в тупик и процесс армяно-турецкого примирения.


Относительно перспектив разрешения нагорно-карабахского конфликта в обозримом будущем я не очень оптимистична. Недавний доклад Международной кризисной группы предлагает в качестве меры недопущения для возобновления войны в регионе шесть пунктов, в которых больше требований предъявляется Армении и Нагорному Карабаху, чем более агрессивно настроенному и соответственно ведущему себя Азербайджану. Дисбаланс доклада вполне очевиден, и это тоже не способствует ни снижению напряжения в регионе, ни сближению позиций сторон.


Динамика внутренних процессов в Армении и Азербайджане также не способствует созданию атмосферы доверия в обоих обществах, - а именно это является одним из основных условий разрешения конфликта. Единственное, что могло бы изменить ситуацию - это включение Нагорного Карабаха в прямой переговорный процесс. Вся совокупность вопросов, связанных с проведением референдума, должна обсуждаться и решаться с учетом мнения Нагорного Карабаха. Еще раз сошлюсь на механизм проведения референдума в Южном Судане как на пример волеизъявления народа и принятие его решения руководством "метрополии".


ИА REGNUM: Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили выдвинул идею создания "объединенного Кавказа" на встрече с министром иностранных дел Турции Ахмедом Давудоглу. Насколько, по-вашему, жизнеспособна эта идея Михаила Саакашвили, учитывая его отношения с Москвой, а также карабахский фактор и заблокированную границу Турции с Арменией?


Едва ли не с момента развала СССР идея "объединенного Кавказа" является одной из любимых тем турецких политиков. Периодически инициатором выступает и грузинская сторона. Так что ничего нового предложение грузинского президента не содержит, и никаких реальных основ под собой не имеет. Внутренний конфликтный потенциал региона слишком велик. К перечисленным вами проблемам нужно добавить и напряженность в армяно-грузинских отношениях, которая неизбежно будет нарастать не только в традиционно тяжелых сферах двусторонних отношений, связанных с ситуацией в Джавахке/Самцхе-Джавахети, с сохранением армянского культурного наследия на территории Грузии, но и уже в сфере экономических интересов.

Однако я бы хотела обратить внимание на следующее: на мой взгляд, в действиях грузинской стороны прослеживается опасная тенденция "привязать" Северный Кавказ к Южному. В сентябре прошлого года в своей речи на Генеральной Ассамблее ООН президент Саакашвили заявил, что объединенный "Северный и Южный Кавказ войдут в европейскую семью свободных народов, следуя по пути Грузии". В контексте этого самого "объединенного Кавказа" был снят визовой режим для граждан России - выходцев с Северного Кавказа. 3 февраля этого года начата трансляция телевизионного канала "Первый информационный", вещающего на русском языке, в том числе и на Северный Кавказ. Во время презентации канала состоялась почти трехчасовая сессия вопросов и ответов с участием президента Грузии, сделавшего заявления о том, что народы Северного Кавказа стонут под московским управлением, что их приютят в Грузии, и "Северный Кавказ превратился в гетто". Подобные заявления, с одной стороны, безусловно, провоцируют новый виток напряженности в российско-грузинских отношениях. С другой стороны, они создают серьезную угрозу безопасности всего региона, в том числе и Армении, поскольку значительно облегчают деятельность международных террористических организаций на Южном Кавказе.

Просмотров: 1 446 | Комментариев: 0    
Дата публикации: 24-02-2011, 04:11
| Share

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

Новости Армении

 
Политика
политические новости
 
Экономика
новости экономики
 
Общество
общественные новости
 
Происществие
срочные новости
 
Культура
новости культуры
 
Спорт
новости спорта
 
 
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
2007-2011 © Hayreniq.ru Все права защищены. При использовании материалов Hayreniq.ru ссылка на ресурс обязательна.